Тренинговый и Коучинговый Центр Жернового "Эквилибриум" Киев  +38 (097) 508 37 12

«Жалобщики» и что с ними делать или право выбора! - Ольга Малышок



Неправда ли, что команда, работающая, как единый целый организм, не давая сбоя, вызывает восхищение? Все отлажено, отработано, каждый знает, что делает он и для чего, и что делает его коллега и для чего. Команда работает на достижение целей по нормам и правилам, установленным компанией, подчиняется ее законам. Если вдруг случаются сбои (а такое конечно же возможно в работающей системе) каждая клетка подстраивается под ситуацию и методично, так же слаженно устраняет «неполадки» организма. Такая команда может работать спокойно без присутствия своего руководителя, без его контроля и четких указаний. Роль руководителя в данном случае опосредованная – помощь, поддержка, дальнейшее взращивание своей команды, их личностный рост и пр.

Нравится ли вам такая картина? Уверенна, вы положительно ответите на этот вопрос. Я даже вижу, как Вы киваете головой в знак согласия. Конечно, это мечта любой компании – так эффективно работающий коллектив! Причина такой слаженности и эффективности? Мотивация? – Однозначно! Мы не будем в данном контексте разбирать мотивацию, но я бы выделила три основные составляющие:

  • эмоциональная сторона – комфортная обстановка в коллективе, поддержка руководства, положительные взаимоотношения и общение в команде, уважение, симпатия к коллегам и начальству и пр.,
  • принципиальная сторона – законы компании и ее принципы созвучны внутреннему настрою сотрудника, его моральным принципам, сотрудник принимает законы своей компании, добросовестно выполняет все пункты трудового соглашения и свои обязательства, соблюдает корпоративную культуру, выгоду компании ставит выше своих личных целей, испытывает гордость за свою компанию,
  • и материальная сторона – это и желание сохранить свое рабочее место, и социальный пакет, предоставляемый компанией, и заработная плата, и бонусы, премии и пр.

Какая еще причина такой слаженности в работе? Говорит ли это о лояльности сотрудников к компании? – Конечно! Только лояльный сотрудник способен доверять своей компании, поддерживать ее и ее руководство, поддержка конфиденциальности, привнесение личного вклада в общее дело.  Говорит ли эффективная работа команды о лояльности компании к сотрудникам? – Естественно!

Но это все предисловие. Тема, которую я хотела бы затронуть в этой статье и которая волновала меня давно, это «жалобщики» в команде или команда «жалобщиков». Я работала в компании, где взаимодействие членов команды и слаженность и эффективность их работы была достоянием компании. Многие сотрудники компании работали в ней более 5 лет, некоторые более десяти лет. Все задачи выполнялись, цели достигались, обстановка в коллективе дружеская. Но я не могла понять, как мог случится такой парадокс, что в ТАКОЙ компании с ТАКОЙ командой работает полный воз «недовольных» сотрудников? Так называемых «жалобщиков». Что бы ни случилось в компании – положительные изменения, способствующие развитию компании, или не очень хорошие, когда в кризис пришлось оптимизировать затраты сотрудников, - «жалобщики» были недовольны! Чем конкретно? Что вызывало недовольство? Да абсолютно все! Зарплата маленькая, руководитель уже достал, компьютеры старые - давно пора поменять, коллега тупой (давай поговорим о нем, когда он не слышит), стратегия и тактика компании непонятная, обучение сотрудников, организованное компанией, фигня и никому не нужно! Интересно послушать дальше? Тот, кто сталкивался с подобной ситуацией, меня поймут. Что можно сделать с подобным ноющим коллективом? (за редким исключением, конечно!)

Мы можем изучить причины такой ситуации, чтобы в будущем не допускать подобного. Но наше время ограничено и нам надо уже вчера решить эту проблему. Иначе уже сегодня это негативно скажется на экономических показателях компании и ее имидже.

Предлагаю рассмотреть несколько вариантов. Первый и самый простой по форме, но самый сложный эмоционально - это увольнение, как показательное выступление и пример для остальных. выбрать самых отвратительно "ноющих" и уволить! Но. Самые ноющие могут оказаться самыми лучшими специалистами – это раз. Негативное событие, как увольнение сотрудников, может подпортить имидж компании – это два. Вызвать внутреннюю агрессию сотрудников при внешнем спокойствии, что еще хуже, - это три!

Второй вариант позитивный. Устроить тимбилдинг, коллективное мероприятие, организовать пикник на выходных. Как вариант, позволить каждому сотруднику вносить рационализаторские предложения, касающееся улучшений условий труда, решению каких-то нерешенных задач. Конечно, это хорошие методы. Но помогут ли они для искоренения внутреннего негатива?

Я же сторонник третьего варианта. Он рисковый. Вы можете также потерять хорошего специалиста. Но при таком раскладе ваш сотрудник имеет возможность спокойно осмыслить себя и свое место в компании, свои принципы и мотивы, свои желания и цели, свой смысл в компании. Это позволит вам быть партнерами. Ноющий сотрудник не просто недоволен руководством, его действиями, компанией и своей заработной платой - ему никогда и никто не показал ситуацию со стороны.

Если «жалобщик» высказывает недовольство руководством, и знает и понимает больше, пусть он на несколько дней или неделю, все зависит от того, насколько вы готовы рискнуть, станет руководителем. Что он готов сделать? Ведь он несет всю ответственность за содеянное. Все, что он решит, принимается к действию. Он готов стать на место руководителя? Дайте ему этот выбор! Звучит вроде абсурдно. Никто не может такого допустить, чтобы рядовой сотрудник стал у руля компании. А вы просто ему предложите такой выбор!

Если Ваш ноющий сотрудник недоволен компанией, предложите ему выбор. Либо он живет по нормам и правилам компании, а нытье и бесконечные жалобы сюда не входят, с теми льготными преимуществами, которые за время его работы предоставила ему компания, либо уходит в то место, которое больше соответствует его представлениям о «нормальной» компании. Дайте ему право выбора!

Если Ваш сотрудник недоволен заработной платой, оргтехникой, отсутствием корпоративной машины определенной марки, спросите у него существует ли такая компания, которая готова пригласить его к себе с набором всех его положительных и отрицательных качеств и предоставить ему как специалисту все перечисленные им блага? Если да, он может сделать выбор! 

В таком формате вы и он – это партнеры, обсуждающие его и Ваши возможности, его и Ваши цели, его и Ваши принципы! Когда у человека есть право выбора проявляется он настоящий! Благодаря такому подходу некоторые сотрудники могут покинуть Вашу компанию, а это и к лучшему. Но большинство перестанут «лить негатив» в коллектив и отравлять его!

Руководитель, предложивший сотруднику право выбора, вызывает восхищение: за смелось и решительность. Компания продолжает свою эффективную деятельность, вне зависимости от выбора сотрудника. В этом и кроется большой плюс ВЫБОРА! Каким бы он ни был, он положительно повлияет на результат. Каждая клетка целого слаженно работающего организма подстроится под выбор своего коллеги и методично, так же слаженно подстроится и примет ситуацию.

Выбор – это как раз то, что раскрывает всю суть каждого. Заставляет задуматься, правда ли мне так плохо в этих стенах? Смогу ли я мириться со своим «глупым и тупым» руководителем, получая при этом хорошую материальную компенсацию? А может руководитель не такой уж и тупой? Выбор как раз и расставляет все точки над «i». Дайте вашему сотруднику право выбора!



Автор - Ольга Малышок, лайф и бизнес коуч.

 

Видео отзыв

Видео от тренера

Программа "Развитие"